Приходы, располагавшиеся на территории Каратузского района в 1916 г.

По книге: Краткое описание приходов Енисейской епархии. Издание Енисейского Церковно-Историко-Археологического общества. Красноярск: Эл.-тип. Епарх. Братства 3. № 721. 1916.

Верхне-Кужебарский Покровский приход

    Верхне-Кужебарский Покровский приход открыт в 1854 году. Первоначально он состоял из села Верхне-Кужебарского и деревни Нижне-Кужебарской. Жители села – переселенцы из Орловской губ., откуда они переселились в 1852 году, а через 2 года выстроили церковь, и был открыт самостоятельный приход; в настоящее время здесь имеется 283 двора. Село Верхне-Кужебарское находится на самом краю степи, дальше за селом начинается тайга, которая тянется до самой сойотской степи, т.е. на протяжении нескольких сот верст. В настоящее время в этой тайге начали селиться переселенцы. Тот конец села, который выходит в тайгу, стоит на берегу реки Амыла. По сторонам села тянутся болота; в окрестности села есть горы. Село находится от епархиальнаго города в 630 вер., от г. Минусинска в 130 вер.; пароходная пристань находится в Минусинске; почтово-телеграфное отделение в селе Каратуз в 40 верст.; Волостное правление в селе Верхне-Кужебарском; врачебный пункт в деревне Колеватовке, Кужебарской вол., в 12 вер. от села. Деревень в приходе три: д. Нижне-Кужебарская, Александровка и Алексеевка. Кроме этих деревень, есть новыя переселенческия деревни. Таких деревень 7: Андреевка, Беловка, Колеватовка, Краснореченская, Томиловка, Ново-Троицкая и Ягодный хутор. Все деревни прихода образовались из переселенцев, которые переселились сюда не более 5 лет, а некоторыя деревни насчитывают всего лишь 2-3 года. Деревня Нижне-Кужебарская образовалась почти в одно время с селом Верхне-Кужебарским; жители ея большею частию переселенцы из Пермской губ. Разстояние деревень от села – от 3 до 30 верст. Пути сообщения между деревнями неудобны только во время весеннего половодья. Церковь в приходе одна деревянная в селе Верхне-Кужебарском. Церковь построена во второй половине 1890 году, вместо старой обветшавшей церкви [1], построенной в 1854 году; престол один во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Есть при храме библиотека, которая вполне обслуживает запросы населения. Благочинническая библиотека есть. В селе Верхне-Кужебарском есть чтимая икона Тихвинской Божией Матери. В день празднования иконы 26 июня, после литургии, бывает крестный ход на так называемый «Святой Колодец», где бывает молебствие с освящением воды. Колодец этот называется Святым потому, что во 1-х вода в этом колодце оч. хорошая и целебная; ее берут для промывания глаз, пьют и получают облегчение; во 2-х еще и потому, что, как говорит народное предание, в колодце несколько раз видели икону Божией Матери, плавающую на поверхности воды, но никак не могли достать эту икону. Празднование же Тихвинской иконе Божией Матери установлено не особенно давно: – лет семь тому назад крестьяне села В.-Кужебара выписали себе икону Тихвинския Божией Матери и приурочили к празднованию ея крестный ход на «Святой Колодец». Молитвенный дом в приходе один в д. Ниж.-Кужебарской. Этот молитвенный дом заново отстроен в 1914 году; деревянный, престол во имя Живоначальныя Троицы. В селе В.-Кужебаре есть церковно-приходская школа, состоящая из 4-х отделений; помещается эта школа в двух зданиях: в здании старой церкви и в доме псаломщика. Состояние школы нужно признать неудовлетворительным, т.к. здание старой церкви оч. ветхое и холодное, к тому же тесное; дом псаломщика тоже требует капитального ремонта и не отличается удобством. Министерская школа есть в дер. Нижне-Кужебар, открыта в 1914 году. Пока для школы нет специального здания, а помещается она в наемном доме – неудобном в смысле тесноты помещения. По штату положено в приходе священник и псаломщик. Жалованья от казны священнику 300 руб. в год и псаломщику 100 руб., руги и жалованья от прихожан нет, главным источником содержания причта являются доходы за требоисправления. Причтовые дома построены тщанием прихожан, оба ветхие, холодные, ветхи и службы. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десят. 300 кв. саж., пахотной 40 дес., сенокосной 60 дес., лесной 20 дес. Капиталов причтовых и церковных нет. В приходе 513 дворов, 1424 душ м. и 1443 ж. В приходе нет коренных сибиряков, все переселенцы из разных губерний: Орловской, Пермской, Волынской, Вятской, Могилевской и друг., все население исповедует православную веру. Раскольников и сектантов в приходе нет. Главное занятие жителей хлебопашество, затем рыбная ловля, охота и доставка клади в тайгу на прииски.[c.141-143]


[1] Енисейские епархиальные ведомости, № 3, 01.02.1891. С.13; № 17, 01.09.1891. С. 118

Каратузский Петро-Павловский приход

    Каратузский Петро-Павловский приход открыт в 1852 году. Каратуз раньше назывался Шадатским форпостом, в виду его назначния, как сторожевого пункта. Нынешнее же название «Каратуз» – слово татарское, что означает: «черная соль»; почему дано такое название – неизвестно. Стоит он на ровной возвышенности, у подножия небольшой горы, при мелководной речке Каратуз, которая впадает в реку Амыл на разстоянии в одну версту от села. Вода жителями берется из Амыла, так как Каратузская вода негодна для питья. Село, будучи окружено лугами, кустарниками, мелким березняком, имеет красивый вид и здоровый климат. От епархиальнаго города Каратуз отстоит в 595 верстах, от уезднаго города, в котором имеется пароходская пристань по реке Енисею, в 85 в., от волостного правления в 7 вер. Церковь в селе Каратузе построена в 1852 году, каменная, в которой в настоящее время имеется три престола: 1) главный построен во имя св. Апостолов Петра и Павла, 2) во имя Пресв. Богородицы в честь Ея иконы «Знамения», оба эти приделы построены на средства прихожан. Третий престол во имя св. Пророчицы Анны (9 декабря) построен Томским купцом Никитою Нестеровым Вяткиным в 1886 году. Церковная библиотека есть, вполне достаточна и содержательна. Благочинической библиотеки в данном районе нет. При церкви положены штатные: священник, диакон и псаломщик. Священник получает 300 рублей казеннаго жалования, диакон – 150 р. и псаломщик – 100 руб. в год; в среднем братских доходов в год получается до 1300 рублей, процентныя деньги с капитала 5081 руб. 76 коп. 195 рублей. Ружный хлеб хотя и выдается, но не всегда аккуратно. Церковнаго капитала имеется 2730 рублей; земли при церкви усадебной вместе с церковным погостом – 3 десятины, сенокосной – 52 дес. и пахотной – 245 десятин, но последняя земля лишь запроектирована и поэтому ею причт в настоящее время не пользуются. Дома для священника и диакона построены на усадебной земле, для житья удобны, а для псаломщика дома нет, но он получает от прихожан квартирныя деньги. В селе Каратузе имеются: почтово-телеграфное отделение, участковая лечебница с полным медицинским персоналом, народная читальня со сценой для спектаклей, Высшее Начальное 4-х классное училище, преобразованное с 1-го января 1915 года из 4-х класснаго городскаго. Учащих при училище положено 5 человек, а учащихся обоего пола в текущем учебном году около 100 человек. Здесь имеется еще одноклассное сельское училище М.Н.П. с тремя, не считая законоучителя, учащими и около 150 ч. учащихся; открыта 1 сентября 1900 года и церковно-приходская школа в три отделения, число учеников в которой около 50 человек. Имеются в селе 20 торговых заведений, из которых около 10 имеют годовой оборот на десятки тысяч рублей; Кредитное товарищество, в котором до 1000 человек членов, Общество потребителей, имеющих свою торговлю, маслодельный завод Каратузской артели, пряничныя и сушечныя пекарни, колбасныя заведения, кожевенные заводы, по субботним дням бывает базар; 14-го, 15-го и 16-го ноября месяца – ярмарка. В приходе, кроме села есть еще деревни: Усть-Копь, Черемушка и Черепановка. Усть-Копь от Каратуза отстоит в 10 вер. и расположена на правом берегу Амыла, при устье речки Копи, у подножия горы, носящей местное название «Веселой». Пути сообщения осенью и весной неудобны, так как деревня окружена с 3-х стон болотами и бывает разлив реки Амыла. В Копи есть деревянная часовня, построенная в 1886 г., и одноклассное училище М.Н.П., открытое в 1909 году. Учащихся в нем около 60-ти человек. Деревня Черемушка отстоит от с. Каратуза в 12 в., в ней в 1914 г. открыта одноклассная школа М.Н.П., в которой теперь до 50 человек учащихся. Всего в приходе 692 двора, количество населения муж. п. 2194 д. и жен. п. 2258 д. Население состоит из коренных сибиряков, казаков, в небольшом количестве временно проживающих дворян, мещан, духовных. В приходе имеются католиков м. 4, ж. 4, лютеран м. 3, ж. 2, старообрядцев австрийского согласия м. п. 58, ж. п. 46, беспоповцев м. п. 38, ж. п. 36. Пропаганды не заметно. Жители занимаются земледелием, торговлей, разнаго рода ремеслами и пр. Деревня Черепановка отстоит от села Каратуз в 10-ти в. [c.154-156]

Киндырлыкский Серафимовский приход

    Киндырлыкский Серафимовский приход открыт в 1914 году, выделился из Маторскаго прихода. Село расположено на низкой болотистой местности, со всех сторон окружено невысокими горами, покрытыми березовым и сосновым лесом. По селу протекает речка «Киндырлык». Местность нездоровая, климат сырой. Грязь никогда не просыхает. От Красноярска село находится в 572 вер., от Минусинска и пароходной пристани в 125 вер., от поч. отд. и волостного правления Григорьевскаго в 10 верст; от Колеватовскаго врачебнаго пункта в 23 вер.; сообщение удобное. В состав прихода должны войти деревни: Сергеевка, Савельевка, Малиновка, Ново-Покровка. Жители этих деревень переселенцы из Европейской России центральных губерний. Переселились лет 20-ть назад и позднее. От села Киндырлык находятся на разстоянии: Сергеевка 10 верст, Савельевка и Малиновка 12 верст, Ново-Покровка 10 в., пути сообщения удобны. Приходской церкви еще нет. В приходе два молитвенных дома – в с. Киндырлык и в д. Ново-Покровке, при чем молитвенный дом в Киндырлыке в приспособленном частном доме, а в Покровке – выстроен усердием местных крестьян в 1913 году в память 300-летия царствования Дома Романовых. Церковной библиотеки нет; не имеется даже богослужебных книг. Церковно-приходских школ в приходе нет. В с. Киндырлык школа министерская одно-классная, помещается в собственном здании. Приходских учреждений никаких еще не организовано. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалования от казны священнику назначено 300 руб., псаломщику 100 руб. руги и жалования от прихожан нет. Доходов за требоисправление указать не возможно, потому что приход существует первый год. Домов для причта нет. Церковной и причтовой земли и лесных угодий нет. В приходе 990 душ м. п. и 1001 женскаго. Католиков, магометан, евреев, язычников, сектантов, раскольников нет. Жители занимаются хлебопашеством и возделыванием конопли. [c.156-157]

Маторский Михаило-Архангельский приход

    Маторский Михаило-архангельский приход открыт в 1859-м году. Село Маторское именовалось раньше «Кундулук», по названию речки. Почему это село стало называться «Маторское», точно неизвестно. Говорят, что название «Маторское» произошло от имени или прозвища «Маторко», одного ясачного инородца, некогда имевшаго на сем месте свою юрту и занимавшагося охотой. Имена инородцев также, говорят, получили и деревни, входящие в состав прихода: Арсапка, она же Средний Кужебар и Ширыштык. Село Маторское расположено по очень маленькой речке «Кундулук» на подошве гор. С трех сторон окружено березовым лесом. С северной стороны местность болотистая, покрыта мелким березняком. Болото протянулось на несколько верст. Местность подтаежная, не совсем здоровая по причине близости болота, а также за отсутствием хорошей питьевой воды (речка маленькая – загрязняется). Много бывает заболеваний лихорадкой. От епархиальнаго города Красноярска село Маторское находится в 552-х вер., от Минусинска в 100 вер. Ближайшая пароходная пристань «Минусинск». В селе Маторском – волостное правление, в котором производятся почтовыя операции. Почтовое отделение «Каратуз» в 25 в. Врачебный пункт в деревне Колеватовке – в 25 в. В приходе две деревни: Ширыштык и Средний Кужебар (Арсапка). Эти деревни расположены по течению реки «Амыла», протекающаго в восточной стороне от села Маторскаго. Жители названных деревень переселенцы из Пермской и Вятской губерний. Переселились лет 60-70 тому назад. Все государственные крестьяне, русскаго происхождения, православнаго вероисповедания. Деревня Ширыштык отстоит от села в 15 вер., препятствий в сообщении нет. Средний Кужебар от села в 12 вер. Летом сообщение неудобное; дорога по болоту. Приходится объезжать болото, проезжая разстояние в 20 вер. В этой деревне усердием жителей выстроено довольно просторный деревянный молитвенный дом. освящен 26-го Ноября 1914 года. Престол в честь св. Николая Мирликийскаго Чудотворца. В приходском храме престол один: в честь св. Архистратига Михаила. В 1878 году 20-го Ноября храм подвергся пожару [1]. Сгорели только стены храма. Все, что было внутри, спасено от огня собравшимся народом. В 1880 году совершено освящение новаго деревяннаго храма. С увеличением числа прихожан, храм этот не вмещает всех молящихся, а потому рядом выстроен новый деревянный храм, который еще не освящен, т.к. не готов еще иконостас. Имеется при храме библиотека, довольно полная и содержательная. В приходе три школы: 1) в селе Маторском церковно-приходская; помещается в собственном здании, выстроенном на средства прихожан. Помещение тесное. Учащихся бывает числом до 130 человек. Учащих двое. На содержание ея отпускается сельским обществом 35 рублей денег, 5 сажень дров и сторож, а также отпускаются и церковныя суммы по мере возможности. Квартир для учащих при школе нет. В деревнях Средний Кужебар и Ширыштык школы министерския. В деревне Средний Кужебар школа помещается в собственном удобном, новом здании, а в деревне Ширыштык в частном доме. Содержатся удовлетворительно. Штатный причт в приходе составляют священник, диакон и псаломщик. Казеннаго жалования положено I-му 300 руб., 2-му 150 руб. и 3-му 100 руб. в год. От прихожан жалования и руги нет. Доходов за требоисправления получали, когда в состав прихода входило 9 деревень, 2400 рублей, с отделением-же в Киндырлыкский приход 6 деревень, доходы должны уменьшится на половину. Причтовых 3 дома: для священника, диакона и псаломщика: старые и не годны для жилья. Вследствие ветхости домов, псаломщик проживает в частной квартире, за которую платит из своих средств. Дом священника отопляется 2-мя железными печками. Надворныя постройки: амбары, бани и поднавесы при всех домах с гнилыми крышами и полами. Все требует капитальнаго ремонта. Церковно-причтовой земли отведено 118 дес. – пахотной и сенокосной вместе. Лесных угодий нет. Капиталов причта нет. Церковных сумм около 1600 руб. В приходе православнаго населения м. п. 2382 души, ж. п. 2331. Дворов 668. Население – переселенцы из Европейской России. Переселились давно. Коренных сибиряков мало. Инославных и иноверцев нет. Раскольников австрийскаго священства м. п. 15, ж. п. 13 душ. Пропаганды своего учения среди православных они не ведут. Жители прихода занимаются хлебопашеством. [c.165-167]


[1] Храм построен в 1856 году, так как в этом году Енисейской духовной консисторией была выдана Метрическая книга для «вновь строющейся Михаило-Архангельской церкви».

 

Первым священником был Андрей Никитич Разумовский, умерший 27.06.1862 года в возрасте 38 лет от кровохаркания. Похоронен он был 30.06.1862 г. на кладбище при церкви. При отпетии и похоронах участвовали: священник с. Кочергинского Иоанн Токарев, с. Каратуза Николай Коровин, с. В.-Кужебара Лев Херсонский с диаконом с. Кочергинского Николаем Дубровиным, с. Каратуза Григорием Евстигнеевым, дьячком с. Кочергинского Александром Дягилевым и с. В.-Кужебара Протолианом Карнаушевским. Далее регистрация записей в Метрической книге производилась «запрещ. св. Петром Квасницким». Данные из метрических книг

"Маторский приход имеет душ обоего пола 2333, причта по штату положено: священник и 2 псаломщика. Для помещения священно-церковно-служителей имеется три общественных дома. Жалование получают: священник 180 р., псаломщики по 60 р. в год. Консистория в 552 верст., благочинный в 81 верст". Енисейские Епархиальные ведомости, – № 1, 01.02.1884 года. c. 14-16.

"Священническое место в селе Маторском, Минусинского округа, 29 февраля сего года, зачислено за псаломщиком Назаровской Троицкой церкви Иваном Тихвинским". Енисейские Епархиальные ведомости, – № 4, 16.03.1884 года. c. 46.

"Окончивший курс семинарии Иван Рудаков определен на священническое место в село Маторское, Минусинского округа".  Енисейские Епархиальные ведомости, – № 16, 16.08.1886 года. c. 46.

"Псаломщики: села Каптыревского, Наркисс Тыжнов и села Маторского, Минусинского округа, Александр Данилов, согласно обоюдного их прошения, переведены один на место другого ". Епархиальные ведомости, – № 21-22, 16.11.1888 года. c. 184.

Церковь обшита тесом (Енисейские епархиальные ведомости, № 6, 16.03.1891. С. 43) и отремонтирована, с употреблением денег, пожертвованных прихожанами 260 руб. и церковных 300 руб. (Енисейские епархиальные ведомости, № 4-5, 01.03.1892. С. 40)

 

Сагайский Богородице-Смоленский приход

    Время открытия неизвестно [1]. Настоящая деревянная церковь, в честь Смоленской Божией Матери, построена тщанием прихожан в 1891 году. Церковь обнесена каменною оградою. Прежняя церковь, построенная в 1872 году, пожертвована жителям деревни Пойловой, Шалаболинского прихода. Сагайский приход отстоит от Красноярска в 595 вер., от Минусинска в 80 в., от Каратузскаго почтоваго отделения и врачебнаго пункта в 7 в. Кроме села в приходе четыре деревни: Ключинская, Исаевская, Уджейская и Качульская. Кроме церкви в селе есть часовня в деревне Уджейской [2] и молитвенный дом во имя свят. Николая в д. Качульской. Церковных школ в приходе нет – министерских три: в селе и деревнях Качульской и Уджей. Причта положено: священник с жалованием 300 р. и псаломщик 100.; кружечных доходов на причт в 1913 г. – 1581 р. Вместо пахотной земли причт получает ругу – свящ. 240 пуд., псаломщ. 84 пуда и просфорня 24 пуда; усадебной и сенокосной земли 36 дес. Дома для причта общественные. Священнический дом новый, а псаломщический требует ремонта. Населения в приходе 2652 м. п. и 2553 ж. п.; из них только 8 человек католиков.[c.177]


[1] "В селе Сагайском, при молитвенном доме во имя Смоленской Божией Матери, открыт самостоятельный приход, с причислением к нему деревень: Уджейской – из Каратузского прихода и Качульки – из Курагинского прихода, и назначением причта из священника и псаломщика, на содержание которых положено от прихожан: жалованье первому 180 р., последнему 60 р. в год, руга по положению и сенокосные земли в указанной пропорции. Для жительства священника приобретен довольно удобный дом с надворными строениями". Енисейские Епархиальные ведомости, – № 12, 16.06.1886 года. c. 169.

 [2] "Разрешена постройка часовни … в дер. Уджей, Сагайского прихода". Енисейские Епархиальные ведомости, – № 15, 01.08.1888 года. c. 187.

 

Построена новая деревянная церковь, вместо обветшавшей (Енисейские епархиальные ведомости, № 4-5, 01.03.1892. С. 40)

 

15.01.1922 года церковь в селе Сагайском сгорела, временно заведующим Минусинским городским уездным отделом управления тов. Егоровым 21.03.1922 г. Сагайскому волиспокому было «предложено не чинить никаких препятствий» к устройству молитвенного дома в доме священника. Председателем Сагайского церковно-приходского совета был Филимонов.

 

Сосновский Трехсвятительский приход

    Сосновский Трехсвятительский приход выделился из Каратузскаго в 1901 году. Свое название приход получил от небольшой реки Сосновки, протекающей по восточной окраине села и от соснового леса, которым прежде была покрыта местность, занимаемая в настоящее время селом. Село Сосновское начало населяться лет 30 тому назад. В настоящее время село Сосновское занимает небольшую равнину, окруженную высокими горами, за которыми, за исключением западной стороны, тянется непроходимая тайга. Западная сторона уже мало похожа на тайгу, лес редеет, попадаются проселки, пашни и проходит колесная дорога. С южной стороны, на разстоянии 1 версты от села протекает очень красивая таежная река Копь, изобилующая хорошей рыбой. Тайга, болотистая местность и частые дожди, делают климат села Сосновскаго сырым. Епархиальный город от села Сосновскаго стоит на разстоянии 615 верст, а уездный город Минусинск 120 вер. В уездном же городе находится и ближайшая к селу пароходная пристань. Почтовое отделение и врачебный пункт в селе Каратузском в 30 вер., а волостное правление в селе Сагайском в 31 верст. Всех деревень в приходе три: Еловская в 12 вер., Пономаревская в 6 или 7 в. и Александровская в 7 вер. от села. Все деревни начали селиться почти одновременно, лет 18 назад. Дорога между селом и этими деревнями гориста, но препятствий в сообщении нет. В приходе была одна церковь во имя трех Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первоначально жителям этого села Сосновскаго было разрешено построить молитвенный дом, каковой жители села Сосновскаго в 1910 г. стали перестраивать в церковь и в 1912 году перестройка была закончена. 14 сент. 1913 года от недосмотра за печами Сосновский храм сгорел до тла. Утварь же была вся спасена. Библиотека церковная очень бедна, районной библиотеки в благочинии нет. В д. Еловской есть молитвенный дом построенный лет десять тому назад. Школ в приходе две: церковная и министерская. В с. Сосновском одноклассная церковно-приходская школа. Собственнаго здания школа не имеет, а помещается в наемном доме. Смета и план школы есть, но постройка по случаю военнаго времени отложена. Учащих в школе двое: законоучитель и учитель. Учащихся в школе бывает от 24 и до тридцати. Вторая школа в д. Еловской министерская. Собственнаго здания так же не имеет. При Сосновской цер. по штату положены священник и псаломщик. Первый получает казеннаго жалования 590 р., а второй 220 руб. в год. От прихожан причту положена руга в размере 240 пуд., но платится очень плохо, особенно в самом селе. За требы причт получает незначительное вознаграждение. Причтовые дома в приходе деревянные. Дом псаломщика и надворныя постройки очень плохи. Земельный надел причту сенокоса 60 десятин и леса 30 дес. Всего населения в приходе м. п. 707, ж. п. 709. Раскольников в приходе и его округе до 1089 об. п. (австрийскаго толка, безпоповщинскаго стариковскаго согласия). Пропагандой своего учения раскольники не занимаются. Сектантов в приходе нет. Главное занятие жителей Сосновскаго прихода: лесной промысел (Копь река сплавная), рыболовство, охота и хлебопашество. [c.181-183]