Хустик С. Красноярцы нашли источник с "живой" водой

// Комсомольская правда в Красноярске, - 08.10.2007.

(в сокращении)

 

Над ключом срубили часовенку


Фото Светланы Хустик

      Однажды в поезде Красноярск ­ Абакан я разговорилась с попутчиками. Это были муж с женой, ехали из Кемерова.

      - Зачем в наши края? ­ спрашиваю у женщины.

      - На святой источник, у мужа экзема. Никакие лекарства не помогают, только эта вода.

      - Да вы что?! А где он находится?!

      - В Каратузском районе, не доезжая километра­полтора до деревни Верхний Кужебар бьет ключ. Там тропинка извилистая и зарубинки из скошенной травы. У нас все знакомые туда лечиться ездят, прямо как на курорт.

      Я решила проверить и отправилась в Верхний Кужебар. Вскоре увидела колодец. Вокруг все ухожено, лавочки, на дереве привязанная за веревку висит пластмассовая бутылка, чтобы воду набирать. И тишина такая, даже птиц не слышно. Я попробовала воду – на вкус обычная, только студеная очень, постояла немного и пошла в деревню искать местных жителей.

      - Про святой источник больше всех знает баба Клава Селина, к ней вам надо, – сказала мне первая же бабушка на лавочке. ­ Она только благодаря ему и дюжит, вон за теми домами живет. А ходят на источник многие, и всем, говорят, помогает чудодейственная водичка.



Баба Клава «90 лет не была у врачей»


      Клавдия Яковлевна самая пожилая жительница Верхнего Кужебара. Ей 90, но выглядит очень бодро для своих лет. Но самое удивительное ­ эта женщина ни разу не лечилась в больнице. Святой источник заменяет ей всех врачей сразу.

      - Я с детства помню, как мама меня маленькую водила на этот ручей, ­ рассказывает Клавдия Яковлевна. – В нем рос серый мох, мы отрывали от него кусочки­хлебинки и протирали глаза. Это зрению очень помогало. Мама рассказывала, когда мой дед ослеп, бабушка долго умывала его водой из этого источника, и он начал видеть.

      - А вам чем вода помогла?

      - Я экзему на руках вылечила. Протирала руки каждый день, и болячка прошла. Я вообще, когда голова заболит или давление подскочит, водой умоюсь, попью немного и как будто заново родилась (улыбается). У меня отец 92 года прожил, и я уже 90­й доживаю и умирать не собираюсь. Я уверена, все это благодаря живой воде.


В ручье нашли икону


      По легенде, «живой» источник в Кужебаре обнаружил местный пастух. Он пас в том месте овец и решил попить воды. Смотрит, ручей наклонился, а там лежит икона Тихвинской божьей матери. Пастух напился, а икону взял с собой домой. Через некоторое время она исчезла из дома и снова оказалась в ручье. Тогда местные жители и решили, что источник этот необыкновенный, и стали за ним приглядывать – траву косить, поставили сруб, лавочки. А икону кто­то из местных все­таки забрал и запер в сарае, больше ее никто не видел. В деревне говорят, что крещенская вода святая, а в источнике – живая…

 

* * *

 

Тимофеева Н., Ничкова И. Святой колодец

// Знамя труда, – 27.07.2007 (9109)

 

СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ


       Так называют верхнекужебарцы источник, который находится в нескольких километрах от села. Однако это расстояние нисколько не пугает тех, кто приходит сюда ежегодно, чтобы отметить престольный праздник Пресвятой Богородицы Тихвинской.


СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ


       Старожилы села говорят, что традиция поклониться Божией Матери и окропить себя святой водой существует более ста лет. Даже есть предание, как появился Святой колодец, и наша «Знаменка» уже писала об этом. Но, наверное, многим жителям района будет интересно услышать эту историю еще раз.

       Как известно, в верховьях Амыла люди издавна занимались добычей золота. «Золотая лихорадка» кружила головы не только местным жителям. Обогатиться за счет желтого песочка спешили многие. Но были и такие, кто хотел без всякого труда поживиться драгоценным металлом: подкараулить тех, кто шел с тяжелой ношей, и забрать у них все, что они смогли добыть. Обмануть не всегда удавалось, и чтобы завладеть чужим добром, порою шли на самые коварные преступления.

       Так случилось и с одним жителем Верхнего Кужебара, – неким Василием Петровичем Целищевым. Не устоял он перед сверкающим соблазном и решился на убийство. Его жертвой стала молодая семья, которая вышла из тайги с драгоценным грузом. После, как он осуществил свой страшный план и забрал все, что у них было, его жизнь стала походить не на прекрасную сказку, а на кошмарный сон. Ни днем ни ночью не находил он покоя и мучился от того, что сделал. В конце концов покаялся местному священнику, тот и присоветовал ему построить у себя на покосе, где бьет родник, небольшую часовенку и положить туда иконку. Когда люди найдут этот родник и поверят, что вода в нем святая, возможно, спадет и тяжкий грех.


ЧУДНОЕ ЯВЛЕНИЕ


       И вот однажды уставшая на покосе девушка решила охладиться родниковой водой, вдруг она увидела, что там лежит икона Тихвинской Божией Матери. Она тут же рассказала об этом явлении сельчанам.

       С тех пор верхнекужебарцы решили, что просто так чуда не бывает и стали считать этот родник святым.

       На том месте, где бил родник, сначала поставили крест, а потом и сруб сделали, чтобы скот не топтал и не осквернял кристально чистую воду. А день, когда был обнаружен этот источник, стали считать православным праздником и именовать его в честь иконы Тихвинской Божией Матери.

       Пока в Верхнем Кужебаре была церковь, в день празднования совершали молебен, после которого жители приглашали священника к себе в дома, чтобы освятить их.


ВЕРУ ПРОНЕСЛИ ЧЕРЕЗ ГОДЫ


       Много лет минуло с тех пор, и даже во времена, когда повсюду шло уничтожение религии, верхнекужебарцы сохранили старинные иконы и веру в силу чудодейственного источника. А чтобы культурное наследие предков не умирало, они продолжают передавать его своим детям, которые несут за собой старинную традицию.

       Каждый год в одно и то же время 9 июля тянутся к святому колодцу люди. Идут в обход до родника и поют молитвы всех святых, а впереди несут икону Тихвинской Божией Матери. По дороге ломают березовые ветки. На месте опять поют молитвы, рвут цветы для украшения Святого колодца. После молитв начинают святить воду. Берут крест и погружают распятие в воду три раза. Потом старший мужчина окунает в воду ветки и брызгает на окружающих. Затем начинают брать воду из колодца.

       В продолжение всей этой церемонии горят свечи, а огарочки люди несут домой для лечения. Как говорят старожилы, свечи – это свет во тьме, они символизируют вечную жизнь. А святой водой окропляют все углы в доме, скотину, пьют при болезни. Что удивительное, эта вода длительное время не мутнеет и не портится.


ОСВЯЩЕНИЕ КОЛОДЦА

Фото Светланы Хустик

      С каждым годом верующих в целительную силу верхнекужебарской воды становится больше. Теперь на праздник съезжаются жители окрестных сел и деревень, да и гости из других районов специально подгадывают к этой дате.

       В Каратузе, кстати, прихожане тоже собрались заранее и обратились к начальнику ДРСУ Н.В. Димитрову с просьбой помочь с транспортом. В назначенное время прибыл автобус и все желающие смогли отправиться к Святому колодцу. От имени всех каратузцев, кто смог в этот день побывать на престольном верхнекужебарском празднике, староста прихода К.М. Колчина выражает благодарность руководству этого предприятия.

       К нынешнему празднику жители Верхнего  Кужебара также готовились загодя. Как обычно, очистили сам родник, к тому же сделали новый сруб. Пригласили на церемонию из Каратузского Петро-Павловского храма отца Виктора, который прочитал акафист Пресвятой Матери Богородицы Тихвинской и совершил обряд освящения воды в колодце. После чего прихожане, а их собралось в этот день немало, смогли запастись святой водой. То и дело слышались разговоры, какая целебная эта водичка и кому в чем помогла: некоторые бывали здесь в этот особый день уже раз тридцать, а были и такие, кто приехал сюда впервые.


      Комментарий священника:

       Отец Виктор, священник Петро-Павловского храма:

       – Я каждый год приезжаю на это место освящать воду, а любая святая вода уже целебна. Но признать источник чудотворным может только специальная синодальная комиссия. Пока такой комиссии в Верхнем Кужебаре не проводили. Поэтому утверждать точно, может ли вода из источника исцелять, не могу. Насколько я знаю, эта вода очень богата сероводородом, который полезен для здоровья. Но это химический состав, и к церкви он не имеет никакого отношения.


А, МОЖЕТ, ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУДО?


       Что интересно, в этот день у источника собрались не только люди из разных городов, национальностей, социальных положений, но и разных возрастов. Совсем необычно было видеть молодежь, которая составляла примерно четвертую часть присутствующих. Казалось бы, их привело сюда просто любопытство, но нет…

        

       Виктор и Светлана, 20 лет (Барнаул):

       – Сюда мы попали благодаря другу, который живет в Верхнем Кужебаре. Он много рассказывал про этот источник, чем нас очень заинтересовал, поэтому не могли упустить возможность побывать здесь. Кстати, мы очень хорошо знаем легенду. Хотите, расскажем?

       Иван, 21 год (тот самый друг из Верхнего Кужебара):

       – Когда на душе плохо, я всегда прихожу сюда, независимо от времени суток. Попью водички, оболью себя с ног до головы – и на душе легче.

       Ксения, 18 лет (Абакан):

       – У нас такая семейная традиция – каждый год приезжать к источнику. Вода действительно целебная – проверила на себе.

       Татьяна, 19 лет (Красноярск):

       – Сюда привели меня родственники. Я впервые присутствую на подобном мероприятии, поэтому мне очень интересно. Хотя, если честно, я сомневаюсь в лечебных свойствах воды, но если столько людей верит в это, может, действительно так и есть?!


       Кстати, воду из верхнекужебарского колодца возили на экспертизу в г. Красноярск. К сожалению, официальный анализ стоит очень дорого: в разных лабораториях по-разному – от пяти до тридцати тысяч рублей. Но неофициальный результат все-таки получен: качество воды – превосходное.


КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЧУДО-ИСТОЧНИКА?


      Автобусом по маршруту Каратузское-Верхний Кужебар. Не доезжая до Верхнего Кужебара полутора километров, выйти и свернуть налево от дороги на вытоптанную тропинку. Дальше ориентироваться по скошенным зарубкам.


ИЗ ИСТОРИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ


      Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из самых почитаемых в России чудотворных икон.

      Согласно сказанию, составленному на основе местного предания, икона чудесным образом явилась в восьми северных русских землях, остановившись в воздухе над рекой Тихвинкой в Новгородской области. Там для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы – 1383 (княжение Дмитрия Донского при митрополите Пимене) – был выбран, вероятно, потому, что в 1830-е годы на Русь привезли несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина-вторая половина XVI века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой.

      На протяжении XVII веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 году и Иваном Васильевичем в 1547 году, основанием монастыря Иваном грозным в 1560 году, осада монастыря шведами в 1613 и т.д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами.

      По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой.

      В XIX веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале XX века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы.

      Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго, США.