Историко-генеалогический сайт Кравченко Р.А.

И.И. Соболев

учитель истории

ФОРПОСТ ШАДАТСКИЙ

     Форпост (нем.) и караул (тюрк.) в русском языке значат стража, сторожевое охранение.

     Основание пограничных форпостов-караулов в Присаянье на реках Ое, Кебеже и Шадате могло произойти после 1756 года, когда в связи с поражением Джунгарии от Китая правительство России осуществило очередные военно-оборонительные мероприятия и новую попытку заселения южной Сибири, в том числе северного Присаянья.

     Саянские казаки жили в Усть-Ойской деревне недалеко от Енисея. Их служба состояла в посылке разъездов по проверке пограничных знаков и выставлении караулов. Отъезжие летние караулы: первый – по р. Кебежу, второй – по р. Шадату, третий – дальний Ойский, на хребте Сабине. Ближние караулы по рекам Кебежу и Шадату укреплены заплотом, снаружи коего кругом рогатки и над воротами башня. В дальних же имеются только казармы для жилья караульных. Конные караулы заступают на стражу с первого мая по первое октября в ближние по пять, в дальние по 10 человек. Смена через две недели. Постоянные разъезды посылаются с ближних караулов по рекам Кебежу и Амылу, а также к Ойскому, а из Ойского к знакам по три человека, из Сабинского караула разъезды делаются по горам. Разъезды высылались каждый месяц.

     Указ красноярского коменданта Брикгаузена Абаканской и Саянской границы дозорщику Иконникову от 17 сентября 1785 года гласил: «Рапортом вы о Шедацкой крепости доносите, что оная Шедацкая крепость погорела, и прописывая неудобности в том месте построения, спросите, чтоб оное построение крепости было позволено учредить на отведенном бывшим за описанием границы геодезии сержантом Пестеревым, по способности отстоящим в 15 верстах и на способном месте, к чему, де, и приготовлен, на том месте лес у них имеется; я ваше представление конфермую в сходности как бывший за описанием геодезии сержанта Пестерева положения, кое было по повелению главного правительства, и я, положения сего вновь застроения отрешить не отваживаюсь, следственно имейте упредить в наискорейшем времени, как крепость зависит ко охранению общества, то оную как наискорее возможно в настоящем порядке построить и содержать, не только оную, но и всею границу. …Прислать рапортом объяснение, что сотник Муруев с нужным количеством людей Сабинской на Удинскую границу проследовал.»

     На карте Колыванского наместничества 1792 года у реки Амыл между его притоками Шадатом и небольшой речкой обозначен «Шедатской Погр. Караул», еще ниже по течению на некотором расстоянии от Амыла между небольшими речками обозначено поселение «Шедацких казаков». Возможно, одновременно с постройкой новой крепости казаки получили разрешение и поселились в близлежащей местности. Основание нового форпоста и поселения произошло до 1789 года, так как в регистрационной книге Курагинского прихода, документах Саянского острога с этого года появляются записи о жителях деревни «Каратуской».

     Согласно ведомости 1791 года, на Шадатском форпосте служило 23 человека: Емельян Скобеев (66 лет), Иван Кудрин (44 года), Василий Юдин (45 лет), Федор Шахматов (46 лет), Никифор Стрижнев (45 лет), Иван Лалетин (41 год), Алексей Юшков (41 год), Иван Юшков (46 лет), Иван Белослудов (57 лет), Михаил Стрижнев (44 года), Федор Шахов (34 года), Алексей Шошин (21 год), Степан Ковригин (38 лет), Иван Ковригин (33 года), Федор Юшков (32 года), Василий Юшков (20 лет), Степан Лазицкий (22 года), Филипп Скобеев (20 лет), Иван Ошаров (22 года), Григорий Лазицкий (57 лет), Егор Иванов Юшков (15 лет), Иван Степанов Белослудов (57 лет), Михаил Шошин (18 лет). Этих казаков, а также их родственников, можно считать основателями и первожителями деревни Каратузской.

     С 1795 до 1800 года Шадатский караул возглавлял пятидесятник Федор Перов. Он осуществлял военную и гражданскую власть. В его обязанности входило: исполнение указов и повелений начальства, организация службы казаков, решение житейских вопросов, донесение о состоянии дел начальству. К прошениям и рапортам о житейских делах по просьбе казаков казачий сын Михаил Юшков прикладывал руку.

     В июне 1795 года на Иртышские линии были посланы с Саянской границы 36 человек, в их числе Ф. Скобеев, С. Лазицкий, С. Ковригин, М. Шошин и Ф. Шахматов с Шадатского форпоста. В октябре 1796 года Перов получил повеление «спросить живущих в оном форпосте деревни Каратуской у служащих казаков хто сколько имеет хлебопахотных земель и сена покосов».

     27 декабря 1796 года была собрана вся казачья команда и зачитан манифест о смерти Екатерины II и вступлении на императорский престол Павла I. «По прочтении именнаго манифеста понаторену формальным образом приведены к присяге всемя Курагинскомя, кроме болевших и в отлучке». 29 марта 1797 года вместо кебежского казака Степана Шадрина был командирован С. Ковригин, которому надо было поступить на Ирбинский завод с первого апреля и находиться там до первого июня. Однако четвертого апреля у него произошел конфликт с Ф. Шаховым из-за зерна и сена на совместном гумне. Через некоторое время спор был разрешен обязательством «с прошением не входить, дурного не чинить. Прозьбою казаков Ф. Шахова и С. Ковригина казак Михайло Юшков руку приложил». 6 июня 1797 года были командированы на линию Я. Скобеев, Е. Юшков, М. Шошин. В июле Перову пришлось лично выезжать на Луказский завод для освидетельствования казенного имущества, так как Гаврила Ошаров и другие казаки отказались.

     19 сентября Перов доносил сотнику Муруеву, что форпост и команда, скот и лошади благополучны. В ноябре возникло судебное дело о сделке казака Ивана Кудрина и койбальского ясачного Чапайна Ушкумбеева по обмену вещами и пушниной. В июне 1798 года Перов просил сотника разобраться законным образом с Е. Юшковым, у которого «усмотрели» чужие козлиные тулупы, про которые он «объявил, что взял их у моторских татар за долг». 15 мая 1798 года казак Антон Скобеев, находившийся на Ирбинском заводе, был командирован в Семипалатинскую волость. Тогда же Перов составил рапорт о состоянии здоровья казаков. Сам он жаловался на двухлетнюю «многотрудную» внутреннюю болезнь. Казаки С. Белослудов, Г. Лазицкий говорили, что из-за болезней по старости лет они не могут продолжать службу.

     Так же тяжело было нести службу И. Ковригину, М. Стрижневу, И. Лалетину и В. Юдину из-за «многотрудных» внутренних болезней. Имели «весьма тяжелую» болезнь уха Ф. Шахматов и Г. Ошаров. Не очень доволен зрением был И. Кудрин, а у Ф. Шахова «на левом глазе туск» (туман). И. Юшкову мешал горб на левом плече. Считали себя здоровыми А. Юшков, С. Ковригин, Ф. Юшков, С. Лазицкий, А. Шошин, Г. Скобеев, Ф. Скобеев, М. Шошин, Е. Юшков, И. Шошин, М. Лалетин, Я. Скобеев, В. Юшков, М. Юшков.

     К 1800 году пятидесятник Перов был переведен на Кебежский форпост, а на Шадатском старшей стала должность капрала. В этом году за капрала казак Юшков рапортовал сотнику о благополучии в форпосте. Тогда же к форпосту были причислены Степан Бузунов и Василий Красиков. Их поставили на довольствие и «употребили в должную службу по строительному наряду».

     В 1810 году ближайшее селение от Шадатского форпоста находилось в 30 верстах ниже по Амылу. В том же году казаки форпоста отобрали товар у ясачных, в связи с чем проводилось разбирательство. По ведомости 1810 года на форпосте служили один капрал, 30 казаков и числилось 23 казачьих сына. Казаки имели свое вооружение, снаряжение и лошадь. Постоянно должен быть у каждого неприкосновенный запас – фунт пороха и полтора фунта свинца. Казаки получали денежное жалование, но в 1806 году оно пошло на уплату за оружие, приобретенное в Ирбите (ружья и сабли). В качестве довольствия выдавались мука по два четверика, овес по одному четверику. Казаки занимались земледелием, разводили скот, охотились на зверей и ловили рыбу. Их заставляли собирать лекарственные растения и выполнять другие работы: готовить строевой и топливный лес, делать лодки, строить барки для сплава хлеба в г. Енисейск.

     Наряду с пограничной, казаки, по требованию начальства, несли службу в различных нарядах: выставляли пикеты для прекращения разбоев беглых людей, охраняли заводы, присматривали за посельщиками, охраняли селения крестьян, сопровождали барки с хлебом и колодников по этапу. Основной службой была охрана границы.

     «Казацкие форпосты расположены в черте на пространстве 250 верст по границе монгольской, надзор состоит в том, чтобы несколько раз в год съезжаться с китайцами на пограничных знаках, отстоящих от форпостов на 150 и 300 верст. …Пограничных знаков три – Сабин-Дабага, Хоин-Табан и Бом-Кемчуг. На первый ходят казаки станицы Абаканской, на второй – Саянской, а на третий – из обеих. …К Хоин-Табану ходят в исходе августа и в сентябре. Путь лежит через реку Шадат, впадающую в Амыл… Путь продолжается 5 дней.

     В марте месяце собираются в селении Означенное 7 человек Саянского форпоста, 7 – Кебежского и Шадатского и 7 - Арбатского и Таштыпского. Отряд сей, состоящий из 21 человека, конных казаков, под начальством головы какой-нибудь станицы, отправляется на общий пограничный знак Бом-Кемчуг. Казаки ведут с собой вьючных лошадей с провиантом, фуражем и товарами для мены с Монголами.

     …Отряд идет льдом по Енисею… В 10 дней приходит к месту. Пограничные знаки состоят наши из большого креста, их – высокого столба, обложенного снизу булыжником.

     Встречаются. Дарга (их начальник) и Голова (наш) начинают сходиться друг к другу с протянутыми руками. Пожимая руки друг друга, Дарга спрашивает: «Здоров ли ты? Каков был путь? Здоров ли ваш государь? Благоденствует ли народ?». Голова отвечает: «Государь наш, милостию Божией, здравствует, а потому и народ благоденствует. Я здоров, а ты здоров ли…». Дарга дарит пару баранов, Голова – фунт рублевого кнастера. Церемония продолжается попойкой…

     В форпост Шадатский дорога торная, идет через Минусинск, через село Тесинское и деревню Шошу. Но прямо из Кебежа езда степною дорогою через пространную равнину, посреди которой пролегают гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание хребта Саянского. Впереди высокая гора Камыш-шаг и, не доезжая до нее, на высокой возвышенности форпост Шадатский, на р. Казьга-Шубе без всякого укрепления.

     Казаки Арбатов и Таштыпа составляют одну станицу. Форпосты Саянский, Шадатский и Кебежский составляют другую казацкую станицу. Станицы располагаются в прекрасных местах, природа наделила их в изобилии: полями плодородными, лугами цветущими, рыбою, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. За то жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно как хлебопашеством, так и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, покойно, прославляя Бога и Царя» [Степанов А.П. Енисейская губерния. 1835].

ДЕРЕВНЯ КАРАТУЗСКАЯ

     «Абаканской границы пограничному господину дозорщику Михаилу Муруеву Шедацкого караула казака Федора Шахова прошение. Нынешнего 1797 года апреля 4 дня нас пополуноче или небольшею частью отделилася исвещающему утру при том же буду ж указана Федора Шахова новостроенном нашем отдельном со Степаном Ковригиным гумне делалась утрата очень до крайности вредная и нестерпимая обида. До меня Шахова в тайной силе что теряеца у меня на оном гумне хлеб из ворохов при том же и зарода сено как у меня также и брата моего мещанина Митрея и не знаем кто такой делает хищения. Но однако по сию обиду взавала нас нужда что в ношь временаху караулить и созвал я шахов с собою крестьянина Алексея Севрюгина ясашного Аверьяна Чанодаева для посрецвия. Сего месяца апреля на 5 число в ноче пришечи на то гумно казак Степан Ковригин взявши вилы и пришечи к зароду брата моего Митреева и взя вилами сколько можна ему унести сена своему скоту хочет укрась ибо я шахов оное усмотрел. Еще взявши собственную его Ковригина зобню и пришечи к вороху моему хлебному и нагреб хлеба в зобню высыпал в колоду своим лошадям. И пришечи вдругорядь взяв и другую понес в ту же колоду. Но и я однако перескочив я с темя посрецвенниками через заплот и поймал оного Ковригина с тем самым приличным и подозрительным ево случаем. У него Ковригина от страхов всо ето из рук упало. И однако того же времени закричали что поймали такового вора и прибежал на тот случай казак Алексей Юшков и нача ево и слов евон счинять. И на то самое он Ковригин нечево не отвечал. Так же привели с зобною и которым хлебом поймали к пятидесятнику Перову и ими Перовым при собрании всей команды засвидетельствоно. И при допросе того самого времни нечево оной Ковригин неодного слова не отвечал а только что признался. Всепокорнейшее прошу нас от такового обидиннаго человека и приличного удовольствовать на законном основании. К сему прошению прочте казака Федора Шахова, мещанина Митрея Шахова казачей сын Михайло Юшков руку приложил 1797 года апреля 7 дня».

     «Абаканской границы пограничному господину дозорщику сотнику Михайлу Муруеву Шедацкого караула пятидесятника Перова рапорт. При сем же вашему почтению доношу, что при здешнем Шедацком на форпосте усмотрено по объявлению Шахова и по поиманию им Шаховым казака Степана Ковригина по причине ибо засвидетельствовано мною при собрание всей команды и при том же опществе. Но однако отпущен был здесь мною на месте до представления к вашему почтению по удовольствия того Шахова для высокого… …ественный день ибо оной Ковригин сего месяца апреля 7-го числа бежал без звестия моего куда не знаю. Не явица ли в ваши края то извольте судить его узаконенным порятком по удовольствию таковаго приличнаго и прочие такоже просят удовольствия ко зысканию украденных вещей. И прежде сего времени терялось очень много при здешнем на посте, объяснять таково не могли а теперича поимали таковаго с приличною и просят удовольствия моею но однако как вы соблаговолите наше писное прошение да не позволено ли будет претставить в комендантскую канцелярию просить решение таковым делам о чем вашему почтению в рассмотрение ваше сим претставляю пятидесятник Федор Перов. К сему рапорту прозьбою казака Григория Лазицкого казака Ивана Лалетина казачен сын Михайло Юшков руку приложил». Через некоторое время спорящие стороны пришли к соглашению «с прошением не входить, дурного не производить. Прозьбою казаков Федора Шахова Степана Ковригина казак Михайло Юшков руку приложил».

     «Вашему почтению имею честь донести что по требованию господина коменданта для определения в службу казака Егора Юшкова сне во Михайло был налично требован в Красноярск и за малолетством при билете и с казачьей команды отпущен впреть до повеления. Ивана Юшкова сын ево Степан еще находица при доме, дане не благоволенном буде об нему представить в главну команду ибо оной в самых таковых совершенных летах и возрастом давно как и выше сказанной Михайла Юшков. А хоща и наличное во выслать в главную команду, может и того обратить без определения в службу да не благоволенном будет и вашего почтения ето ж ему за малолетством остацьца пре своем месте впреть до особого повеления о чем вашему почтению в покорности моей доношу. Пятидесятник Федор Перов. 1797 года сентября 19 дня».

     Таковы некоторые эпизоды повседневной жизни обывателей Каратузской деревни в первые годы ее существования.

     Основатели и первые жители не оставили потомкам объяснения происхождения названия их селения. По этому вопросу существуют следующие предрасположения. Каратуз – сочетание тюркских слов «черная соль». Появление названия объясняется состоянием местности: а) наличием солоноватых почв, где растительность поедалась животными настолько, что обнажалась черная земля; б) появлением распаханной земли (каратас – черный сланец).

     Объясняя название Каратуз происхождением из тюркского языка, следует считать, что название реки Каратюк значит «черная связка, или кипа», а название залива Каратиха – «черная ?». Можно заметить, что эти три словосочетания буквально не отражают состояния местности.

     Этимологический словарь русского языка М. Фасмера 1986-1987 гг. дает следующие значения этих слов: кара – залив, тих – тихий, тюка – крайность, туз – два, туск – туман. Они отражают состояние местности и могут быть приняты как удовлетворительно объясняющие происхождение названий. Тогда получается, что Каратуз – залив два (второй) и Каратуск – залив туманов.

«Знамя труда», общественно-политическая газета

Каратузского района Красноярского края

№ 40(7777) от 17.05.1997 г.; № 42(7779) от 24.05.1997 г.

Кольцо генеалогических сайтов

© Кравченко Р.А.